-–убрики

 -ћетки

primal twitter астрологи€ бизнес биоэнергетика блог бог вера видео война воспитание врем€ гармони€ деньги дети диетологи€ дизайн духовность душа евреи желани€ женщина жизнь защита здоровье израиль инструментал интернет информаци€ истори€ иудаизм календарь картинки качества красота литература личностный рост личность любовь медитаци€ медицина методики мечты мир мозг молитвы мудрость музыка мышление новый год осознанность отношени€ оформление блога питание планирование плеер поздравлени€ позитив позитивна€ психологи€ полезности помощь праздник праймал природа психологи€ путешестви€ путь радость развитие реальность ребенок религи€ родители ролики самопознание свобода скачать сознание стиль стихи страны счастье твиттер творчество терапи€ тест трансформаци€ уроки успех философи€ фильмы финансы фото христианство цель чувства школа жизни эмоции энергетика юмор

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в MaSatyamAloka

 -ѕодписка по e-mail

 

ѕ–≈ѕќƒќЅЌџ… јћ¬–ќ—»… ќѕ“»Ќ— »…

ѕонедельник, 02 ћарта 2009 г. 19:42 + в цитатник
÷итата сообщени€ Mila111111

ѕ–≈ѕќƒќЅЌџ… јћ¬–ќ—»… ќѕ“»Ќ— »….—оветы и духовные наставлени€



 (262x450, 39Kb)
 то имеет дурное сердце, не должен отчаиватьс€; потому что с помощию Ѕожиею человек может исправить свое сердце. Ќужно только внимательно следить за собою и не упускать случа€ быть полезным ближним, часто открыватьс€ старцу и творить посильную милостыню. Ётого конечно нельз€ сделать вдруг, но √осподь долготерпит. ќн тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность, или же когда не видит никакой надежды на его исправление.
Ќужно заставл€ть себ€, хот€ и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное — не мстить им и быть осторожными, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрени€ и уничижени€.

 ак жить?
ќт приход€щих к старцу јмвросию часто приходилось слышать общий вопрос: " ак жить?" —тарец обыкновенно в шутливом тоне отвечал: "∆ить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение". "Ќе тужить" значит переносить благодушно в жизни скорби и неудачи. "Ќе осуждать" указывает на распространенный между людьми недостаток осуждать ближних. "Ќе досаждать" - не причин€ть кому-либо непри€тность или скорбь. "¬сем мое почтение" - относитьс€ ко всем с почтением и не гордитьс€. ќсновна€ мысль этого изречени€ - смирение. Ќа этот же вопрос старец отвечал и несколько иначе: "Ќужно жить нелицемерно и вести себ€ примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно".
»ли так: "∆ить можно и в миру, только не на юру".
"ћы должны жить на земле так, - говорил старец, - как колесо вертитс€ - чуть только одной точкой касаетс€ земли, а остальными непременно стремитс€ вверх; а мы как зал€жем на землю, так и встать не можем".
Ќа вопрос: "„то значит жить по сердцу?" - батюшка ответил: "Ќе вмешиватьс€ в чужие дела и видеть в других все хорошее".
"—мотри, ћелитона, - говорил старец одной монахине, предостерега€ ее от высокомери€, - держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, ћелитона, держись среднего тона".

ќ кресте
 огда человек идет пр€мым путем, дл€ него и креста нет. Ќо когда отступит от него и начнет бросатьс€ то в ту, то в другую сторону, вот тогда €вл€ютс€ разные обсто€тельства, которые и толкают его на пр€мой путь. Ёти толчки и составл€ют дл€ человека крест. ќни бывают разные, кому какие нужно.
 рест иногда бывает мысленный - смущают, случаетс€, человека греховные помыслы, но человек в них не виновен, если не соизвол€ет им. ќдна подвижница, говорил старец, долгое врем€ обуреваема была нечистыми помыслами.  огда же €вившийс€ ей √осподь отогнал их от нее, она воззвала к Ќему: "√де “ы был доселе, о —ладкий мой »исусе?" √осподь ответил: "Ѕыл в твоем сердце". ќна спросила: " ак же это могло быть, ведь сердце мое было наполнено нечистыми помыслами". » сказал ей √осподь: "ѕотому разумей, что я был в твоем сердце, что ты никакого расположени€ не имела к нечистым мысл€м, а болезновала о сем и старалась избавитьс€ от них, — этим уготовала ћне место в сердце твоем".
’от€ √осподь и прощает грехи кающимс€, но вс€кий грех требует очистительного наказани€. Ќапример, благоразумному разбойнику —ам √осподь сказал: "ƒнесь со ћною будеши в рай", а между тем после этих слов перебили ему голени.  аково было еще на одних руках, с перебитыми голен€ми провисеть на кресте часа три? «начит, ему нужно было страдание очистительное.
ƒл€ грешников, которые умирают тотчас после пока€ни€, очищением служат молитвы ÷еркви и мол€щихс€ за них; а те, которые еще живы, сами должны очищатьс€ исправлением жизни и милостынею, покрывающею грехи.
»ногда страдани€ посылаютс€ человеку безвинно дл€ того, чтобы он по примеру ’риста страдал за других. —ам —паситель пострадал за людей. јпостолы ≈го мучились также за людей.

ќ крестном знамении
—тарец писал одной духовной дочери: "¬еками утвержденный опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действи€ человека во все продолжение его жизни. ѕоэтому необходимо позаботитьс€ вкоренить в дет€х обычай почаще ограждать себ€ крестным знамением, особенно перед прин€тием пищи, ложась спать и встава€, перед выездом, перед выходом и перед входом куда-либо. » чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно, а с точностью, начина€ с чела до персей и на оба плеча, чтобы крест выходил правильный... ќграждение себ€ крестным знамением многих спасало от великих бед и опасностей".
ќ силе крестного знамени€ старец передавал такой рассказ: "Ћюбил один лишнее выпивать. ¬ таком виде он где-то заблудилс€, и ему представилось, что кто-то подходит к нему, наливает стакан водки и предлагает выпить. Ќо заблудившийс€ предварительно, по своей привычке, осенил себ€ крестным знамением, и вдруг все исчезло, а вдали послышалс€ лай собаки. ѕрид€ в себ€, он увидел, что забрел в какое-то болото и находитс€ в весьма опасном месте. ≈сли бы не лай собаки, не выбратьс€ ему оттуда".
ќдна женщина рассказывала батюшке, что она стыдилась креститьс€ в мирском доме, чтобы не увидали. Ќа это он привел следующий пример: "ѕ.¬. —-на была в хорошем доме, ей захотелось пить, а батюшка ћакарий благословил ей креститьс€. ќна думает: " реститьс€ нельз€ и не креститьс€ нельз€", - и не стала пить. “ак и ты: не хочешь креститьс€ - не пей чаю".

ќ храме и молитве
  началу службы ходить - трезвеннее будешь.
 огда в церковь идешь и из церкви приходишь, должно читать "ƒостойно есть". ј в церковь прид€, положи три поклона со словами: "Ѕоже, милостив буди мне грешнику" и прочее.
  службе церковной непременно должен ходить, а то болен будешь. √осподь за это болезнью наказывает. ј будешь ходить, здоровее и трезвеннее будешь.
¬ церкви не должно говорить. Ёто зла€ привычка. «а это посылаютс€ скорби.
„итайте "ќтче наш", но не лгите: "ќстави нам долги наша, €коже и мы оставл€ем..."
¬о всех делах требуетс€ человеку помощь Ѕожи€, а потому всегда и во всем просите помощи Ѕожией, то есть необходима усердна€ молитва.
 огда проснешьс€, сначала перекрестись. ¬ каком состо€нии будешь с утра, так и на целый день пойдешь.
 огда ложишьс€ спать, кровать и келлию крести с молитвой "ƒа воскреснет Ѕог".
ѕрежде всего должно молитьс€, прос€ милости у Ѕога: "»миже веси судьбами, помилуй м€, грешного". ”тром, когда проснешьс€, говори: "—лава тебе, Ѕоже".
"Ѕогородицу" надо читать 12 раз или 24 раза в день. ќна у нас одна «аступница.
 огда усердно молишьс€, то так и смотри, что искушение будет.
 огда бьют часы, должно перекреститьс€ с молитвой "√осподи »исусе ’ристе, —ыне Ѕожий, помилуй м€, грешного".  ак пишет св€титель ƒимитрий –остовский, "дл€ того помилуй м€, что час прошел, ближе к смерти стало". ћожно не при всех креститьс€, а по рассмотрению, при ком можно, а то и не надо, в уме же молитву должно сотворить.
ј когда теб€ начнет копать (то есть когда во врем€ молитвы станет беспокоить раздражительность на кого-либо), помолись так: "√осподи »исусе ’ристе, —ыне Ѕожий, помилуй нас, грешных!"
ќдин брат жаловалс€ старцу, что во врем€ молитвы бывает множество разнообразных помыслов. —тарец на это сказал: «≈хал мужик по базару. ¬округ него толпа народу, говор, шум, а он все на свою лошадку: "Ќо-но! Ќо-но!" “ак помаленьку-помаленьку и проехал весь базар. “ак и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай - молись!»
Ќаставл€€, что Ѕог прежде всего смотрит на внутреннее молитвенное настроение души человека, старец вспоминал: «ѕришел как-то к о. игумену јнтонию один больной ногами и говорит: "Ѕатюшка, у мен€ ноги бол€т, не могу класть поклоны, и это мен€ смущает". ќтец јнтоний отвечает ему: "ƒа уж в ѕисании сказано "сыне, даждь ми сердце", а не ноги».
ќдна монахин€ сказала старцу, что видела во сне икону Ѕожией ћатери и услышала от Ќее: "ѕринеси жертву". Ѕатюшка спросил: "„то же ты, принесла жертву?" “а ответила: "„то же € принесу? ” мен€ ничего нет". “огда Ѕатюшка сказал: "¬ псалмах написано: жертва хвалы прославит ћ€".
ќдна верующа€ сказала батюшке: " огда сердита бываю, то молюсь рассе€нно". ј батюшка ответил: " то сердитс€, тот лишаетс€ покрова Ѕожьего. Ќужно молитьс€ без злопам€тности".
 огда батюшку просили помолитьс€, чтобы исправитьс€, он отвечал: "—амой надо споспешествовать. ѕророк Ќафан молилс€ за цар€ ƒавида, а он ложе обливал слезами, молилс€ и за —аула, а тот спаше и храпл€ше".
≈сли не хочетс€ молитьс€, надо понуждать себ€. —в€тые отцы говор€т, что молитва с понуждением — выше произвольной молитвы. Ќе хочетс€, но понуждай себ€: "Ќудитс€ бо ÷арствие Ќебесное".
«Ќе должно тебе молитьс€ за сестер, — писал старец одной монахине. — Ёто враг под видом добра подущает; это дело совершенных. ј ты только перекрестись и скажи: "√осподи, помилуй нас"».
 огда удар€т к "ƒостойно", если находишьс€ в келлии, нужно встать и положить три поклона —в€той “роице: "ƒостойно и праведно есть поклон€тис€ ќтцу, и —ыну, и —в€тому ƒуху". ѕросить заступлени€ ÷арицы Ќебесной и читать: "ƒостойно есть €ко воистину...", а если кто чужой будет (в келлии), то только перекреститьс€.
Ѕатюшка о. јмвросий советовал при козн€х человеческих и вражеских прибегать к псалмам св€того пророка ƒавида, которыми молилс€ он, когда был в гонении от врагов, а именно читать псалмы 3-й, 53-й, 58-й и 142-й. ¬ыбирать из этих псалмов стихи, приличные к скорби, и почаще прочитывать их, обраща€сь к Ѕогу с верой и смирением. ј когда будет бороть уныние или томить душу безотчетна€ скорбь — прочитывать псалмы 101-й, 36-й и 90-й. ≈сли во им€ —в€той “роицы исправно читать эти псалмы ежедневно по три раза, со смирением и усердием, предава€ себ€ всеблагому промыслу Ѕожию, тогда изведет √осподь, €ко свет, правду твою и судьбу твою,
€ко полудне. ѕовинис€ √осподеви и умоли ≈го (ѕс. 36, 6-7).
„тобы люди не оставались в беспечности и не возлагали свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повтор€л обычную народную поговорку: "Ѕоже -то поможи — да и сам мужик не лежи". » прибавл€л: "¬спомни, двенадцать апостолов просили —пасител€ за жену ханане€нку, но ќн . не слышал их; а сама стала просить — упросила".

ќ молитве »исусовой
ћногим о. јмвросий советовал и в письмах, и устно не оставл€ть краткой молитвы »исусовой: "√осподи »исусе ’ристе, —ыне Ѕожий, помилуй м€, грешного".
’от€ бы шепотом произноси молитву »исусову, а от умной многие повредились.
Ѕатюшка рассказывал о силе »исусовой молитвы: "” одного св€щенника был скворец, который посто€нно слышал от своего хоз€ина молитву и повтор€л довольно часто. ¬от раз на улице налетел на него коршун, а он по привычке говорил в это врем€ молитву. » что же — коршун не посмел его тронуть: бессмысленно твердил молитву »исусову, и то спасла!"
√оворил еще старец: «ќдин брат спросил другого: " то теб€ обучил молитве »исусовой?" ј тот отвечал: "Ѕесы". — "ƒа как же так?" — "ƒа так: они беспоко€т мен€ помыслами греховными, а € все творил да творил »исусову молитву, так и привык"».

√рех
Ѕатюшку спросили: «“ака€-то долго не умирает, ей все представл€ютс€ кошки и прочее. ѕочему так?» ќтвет: «¬с€кий, хоть и маленький, грешок надо записывать, как вспомнишь, а после ка€тьс€. ќттого некоторые долго не умирают, что задерживает какой-нибудь нераска€нный грех, а как покаютс€, так облегчаютс€.
” нас (в ќптиной) была на скотном дворе скотница в чахотке, у которой были три греха забыты, и ей представл€лось, будто то кошки ее царапают, то девка давит, а как пока€лась, так и умерла. ≈ще в скиту был р€софорный монах больной; ему все казалось, будто за ним кто-то лежит, и никак не мог припомнить греха. ¬ продолжение недели вспомнил грех и как пока€лс€, так и умер. Ќепременно нужно грехи записывать, как вспомнишь, а то мы откладываем: то грех мал, то стыдно сказать или "после скажу", а придем ка€тьс€ - и нечего сказать».
“ри колечка цепл€ютс€ друг за друга: ненависть - от гнева, гнев - от гордости.

ќтчего люди грешат
—тарец этот вопрос решал так: «»ли оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать; иди если знают, то забывают; если же не забывают, то лен€тс€, унывают. Ќаоборот: так как люди очень ленивы к делам благочести€, то весьма часто забывают о своей главной об€занности — служить Ѕогу. ќт лености и забвени€ доход€т до крайнего неразуми€ или неведени€. Ћеность, забвение и неведение — это три исполина, от которых св€зан весь род человеческий неразрешимыми узами... ѕоэтому мы и молимс€ ÷арице Ќебесной: ѕресв€та€ ¬ладычице мо€ Ѕогородице, св€тыми “воими и всесильными мольбами отжени от мене, смиренного и ока€ннаго раба “воего, уныние, забвение, неразумие, нерадение...»

Ќеверие
ќдна духовна€ дочь старца јмвроси€ в беседе с ним очень сожалела о знакомой семье, котора€ не верила ни в Ѕога, ни в будущую жизнь, и в оправдание их говорила, что, может быть, они не виноваты, так как их так воспитали. Ќа это о. јмвросий отвечал: "Ѕезбожникам нет оправдани€. ¬едь всем, всем решительно, и €зычникам, проповедуетс€ ≈вангелие, наконец, по природе всем нам от рождени€ вложено чувство познани€ Ѕога, стало быть, сами виноваты. “ы спрашиваешь, можно ли молитьс€ за таких?  онечно, молитьс€ за всех можно".
«Ќекоторые, — продолжал старец, — отрекаютс€ от веры в Ѕога из подражани€ другим и по ложному стыду. » вот случай. ќдин так-то не верил в Ѕога. ј во врем€ войны на  авказе пришлось ему дратьс€, и он в самый разгар сражени€, когда летали около него пули, пригнулс€, обн€л свою лошадь и все врем€ читал: "ѕресв€та€ Ѕогородице, спаси нас!" ј потом, когда товарищи, вспомина€ это, сме€лись над ним, он отрекс€ от своих слов». » старец добавил: "ƒа, лицемерие хуже невери€".

—амооправдание
Ћюди всегда стараютс€ оправдать свои поступки. ј старец говорил, что самооправдание — великий грех.
ƒл€ примера он рассказывал следующий случай: «ѕриехал раз в острог покойный √осударь Ќиколай ѕавлович да и стал спрашивать арестантов, за что каждый из них сидит в остроге. ¬се оправдывали себ€ и говорили, что посажены в острог безвинно-напрасно. ѕодошел √осударь еще к одному из них и спросил: "ј ты за что тут?" » получил ответ: "«а великие мои грехи и острога дл€ мен€ мало". “огда √осударь обернулс€ к сопровождавшим его чиновникам и сказал: "ќтпустить его сейчас на волю».

ќ нерадении нашем в деле спасени€
ѕередавал старец на сей предмет такой рассказ: «—идел бес в образе человека и болтал ногами. ¬идевший это духовными очами спросил его: "„то же ты ничего не делаешь?" Ѕес ответил: "ƒа мне ничего не остаетс€ делать, как только ногами болтать: люди все делают лучше мен€"».
ѕо поводу внезапной смерти одного человека старец сказал: "¬от смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши".

ѕока€ние
" акое ныне настало врем€, — говорил старец, — бывало, если кто искренно раскаетс€ во грехах, то уже и перемен€ет свою греховную жизнь на добрую, а теперь часто бывает так: человек и расскажет на исповеди все свои грехи в подробност€х, но затем оп€ть за свое принимаетс€".
√рехи как грецкие орехи: скорлупу расколешь, а зерно выковырить трудно.
Ќеисполненное обещание все равно что хорошее дерево без плода.

ќ силе пока€ни€ и благости Ѕожией
ќ силе пока€ни€ старец говорит так: «ќдин человек все грешил и ка€лс€ - и так всю жизнь. Ќаконец пока€лс€ и умер. «лой дух пришел за его душой и говорит: "ќн мой". √осподь же говорит: "Ќет, он ка€лс€". "ƒа ведь хоть и ка€лс€, оп€ть согрешал", - продолжал диавол. “огда √осподь ему сказал: "≈сли ты, будучи зол, принимал его оп€ть к себе после того, как он ћне ка€лс€, то как же ћне не прин€ть его после того, как он, согрешив, оп€ть обращалс€ ко ћне с пока€нием? “ы забываешь, что ты зол, а я - благ"».
ƒл€ истинного пока€ни€ нужны не годы и не дни, а одно мгновение.
Ѕлагость Ѕожию к нам, грешным, старец выражал следующим изречением вз€тым у св€тител€ ƒимитри€, митрополита –остовского (поучение в день ѕохвалы Ѕогородицы): "ѕраведных ведет в ÷арство Ќебесное апостол ѕетр, а грешных - —ама ÷арица Ќебесна€".

ќб исправлении
„тобы человеку исправитьс€, не надо вдруг налегать, а нужно, как т€нут барку: т€ни, т€ни - отдай, отдай. Ќе все вдруг, а понемногу. «наешь "рожон" на корабле? Ёто такой шест, к которому прив€заны все канаты корабл€. ≈сли т€нуть за него, то потихоньку и все т€нетс€, а если вз€ть сразу, то все испортишь от потр€сени€.
ѕри исправлении помогает хороший пример. Ёту мысль старец подтверждал таким сравнением: " огда на пойманную в табуне лошадь наденут аркан и поведут, она все упираетс€ и сначала идет боком, а потом, когда присмотритс€, что прочие лошади идут спокойно, и сама пойдет в р€д. “ак и человек".

ќ существовании бесов
ѕришел к старцу один господин, который не веровал в существование бесов. —тарец в назидание ему рассказал такой случай: «ѕриехал один барин в деревню в гости к своим знакомым и выбрал сам себе комнату дл€ ночлега. ≈му говор€т: "Ќе ложитесь тут - в этой комнате неблагополучно". Ќо он не поверил и только над этим посме€лс€. Ћег и вдруг слышит ночью, что кто-то дует ему пр€мо в лысину. ќн укрылс€ с головою оде€лом. “огда этот кто-то перешел к его ногам и сел на постель. √ость испугалс€ и со всех ног бросилс€ бежать, уверившись собственным опытом в существовании темной силы».
ѕосле этого господин сказал: "¬ол€ ¬аша, батюшка, € даже не понимаю, что это за бесы". Ќа это старец ответил: "¬едь и математику не все понимают, однако она существует". » еще прибавил: " ак же бесы не существуют, когда мы знаем из ≈вангели€, что —ам √осподь велел взойти им в стадо свиней?" √осподин возразил: "¬едь это иносказательно?" "—тало быть, - продолжал убеждать старец, - и свиньи иносказательны, и свиньи не существуют. Ќо если существуют свиньи, значит существуют и бесы".

ќ сет€х диавольских
«ѕаук сидит на одном месте, выпустит ниточку и ждет - как только попадетс€ муха, сейчас и голову ей долой, а муха-то зажужжит. “ак и враг всегда прот€гивает сети: как кто попадетс€ - сейчас и голову долой». «атем старец, обратившись к слушателю, говорил: «—мотри, не будь мухой, а то также зажужжишь».
¬раг борет и десными, и шуиими: то тоскою и страхом, то высокоумием и самонаде€нностью, а когда отвергают его внушени€, то оп€ть шепчет: "Ѕлаго же, благо же сотворил, победил, соделалс€ велик".
„то означает: "ѕриступит человек, и сердце глубоко. » вознесетс€ Ѕог, стрелы младенец быша €звы их"? Ѕатюшка объ€сн€л так: "ѕриступит злой враг-человек и сеет плевелы на ниве √осподней. —ердце глубоко - кто сам себе внимает и не смотрит, кто и как что делает, а если он призовет Ѕога, то молитва победит и отгонит нападение вражие, и тогда стрелы его будут, как стрелы младенцев, как мухи кусают".
¬раг наш невидимый сам вложит мысль греховную в душу человека да тут же и запишет ее как его собственную, дабы впоследствии на —трашном суде Ѕожием обвинить человека.

ќ смирении и терпении
"≈сли кто теб€ обидит, - говорил старец одной монахине в назидание, - не рассказывай никому, кроме старца, и будешь мирна.  лан€йс€ всем, не обраща€ внимани€, отвечают ли тебе на поклон или нет. —мир€тьс€ нужно пред всеми. ≈сли мы не совершили преступлений, какие совершали другие, то это, может быть, потому, что не имели к тому случа€, - обстановка и обсто€тельства были другие. ¬о вс€ком человеке есть что-нибудь хорошее и доброе, мы же обыкновенно видим в люд€х только пороки, а хорошего не видим".
√овор€ о том, что без смирени€ нельз€ спастись; старец приводил такой пример: "ќдна госпожа видела во сне √оспода »исуса и пред Ќим толпу народа. Ќа ≈го зов первою подошла к Ќему девушка кресть€нка, а потом мужик в лапт€х и еще все люди кресть€нского сослови€. √оспожа подумала, что и ее за простоту, доброту и вообще за все добродетели √осподь позовет к —ебе.  аково же было ее удивление, когда она увидела, что √осподь перестал уже звать. ќна решилась было сама напомнить о себе √осподу, но ќн отвратилс€ от нее. “огда госпожа упала на землю и начала смиренно сознаватьс€, что она действительно хуже всех и недостойна быть в ÷арствии Ќебесном". «атем старец прибавил: "ј вот такие-то и год€тс€, таких-то там и надо".
 огда тебе досаждают, никогда не спрашивай, зачем и почему. ¬ ѕисании этого нигде нет. “ам, напротив, сказано: если кто ударит теб€ в десную ланиту, обрати ему и другую. ¬ десную ланиту на самом деле ударить неудобно, а разуметь это нужно так: если кто на теб€ будет клеветать или безвинно чем-нибудь досаждать, это будет значить ударение в десную ланиту. Ќе ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, то есть вспомнив свои неправые дела. » если, может быть, ты теперь невиновен, то прежде много грешил, и тем убедишьс€, что достоин наказани€.
“ерпел ≈лисей, терпел ћоисей, терпел »ли€, так потерплю же и €.
"Ѕатюшка! Ќаучите мен€ терпению", - сказала одна сестра. "”чись, - ответил старец, - и начинай с терпени€ наход€щихс€ и встречающихс€ непри€тностей". - "Ќе могу пон€ть, как можно не возмущатьс€ обидами и несправедливост€ми". ќтвет старца: "Ѕудь сама справедлива и не обижай никого".
≈сли кто-то из братии по малодушию и нетерпеливости скорбел о том, что его долго не представл€ют к мантии или к иеродиаконству и иеромонашеству, старец имел обыкновение так говорить в назидание: "Ёто, брат, все придет в свое врем€. ¬се дадут; добрых дел никто не даст".
ѕам€тозлобие, зависть, ненависть и подобные страсти кроютс€ внутри и рождаютс€, и произрастают от внутреннего корн€ самолюби€. ¬етви снаружи как ни обрубай, пока корень этот будет сыр и свеж и не будет употреблено средств подсечь внутренние разветвлени€ этого корн€, через которые проникает зловредна€ влага и произращает наружные отпрыски, - труд будет напрасен.
—екира к истреблению корн€ самолюби€ - вера, смирение, послушание и отсечение своих хотений и разумений.
ќднажды старец сказал на общем благословении: "Ѕог посещает —воею милостью только смиренных". ѕосле этого, немного помолчав, вдруг прибавил: Ѕдите убо, €ко не весте дне, ни часа (ћф. 25, 13)... „ерез несколько минут тут же, на общем благословении, известили батюшку о кончине одного скитского послушника (јлексе€  ронштадтского).
Ќа слова одной паломницы, сто€вшей около старца, что гордость мешает всем, он ответил: "ј ты закутайс€ в смирение, тогда если и небо к земле прильнет, не страшно будет".
ѕомни и сказанное в псалме: Ecu nymue √осподни милость и истина (ѕс. 24, 10). “о есть должно ближнему оказывать милость и вс€кое снисхождение. ј от себ€ самих требовать вс€кой истины — исполнени€ заповедей √осподних. —тарайс€ подражать и той преподобной матери, котора€, вид€ к себе зависть и ненависть и слыша разные клеветы, говорила себе самой: "я недостойна любви их". ј когда находит на теб€ смущение по этим причинам, повтор€й псаломское слово: ћир мног люб€щим закон “вой, и несть им соблазна (ѕс. 118, 165).
¬опрос: "ћожно ли желать совершенствовани€ в жизни духовной?" ќтвет старца: "Ќе только можно желать, но и должно старатьс€ совершенствоватьс€ в смирении, то есть в том, чтобы считать себ€ в чувстве сердца хуже и ниже всех людей и вс€кой твари". √оворил и еще старец јмвросий в назидание своим ученикам о смирении: «ѕришел было к насто€телю о. архимандриту ћоисею один посетитель, но, не застав его дома, отправилс€ к его родному брату, о. игумену јнтонию. —реди разговора гость спросил о. игумена: "—кажите, батюшка, какого вы держитесь правила?" ќ. јнтоний отвечал: "ћного было у мен€ правил, жил € в пустыни и по монастыр€м, и все разные были правила, а теперь осталось одно мытарево: "Ѕоже, милостив буди мне грешному!"» ѕри этом батюшка добавил еще рассказ о том, как одна все хотела странствовать туда и сюда - и в  иев, и в «адонск, а старец один и говорит ей: "¬се это тебе не на пользу, а сиди-ка лучше дома и твори мытареву молитву".
"Ћишь только смиритс€ человек, - говаривал старец, - как тотчас же смирение поставл€ет его в преддверие ÷арства Ќебесного", которое, прибавим к сему апостольские слова, несть брашно и питие, но правда и мир и радость о ƒухе —в€те (–им. 14, 17).
"÷арствие Ѕожие, - говорил еще старец, - не в словах, а в силе; нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать и всем мое почтение".

ќ монашестве
—т€жавшие внутренне ÷арствие Ѕожие в жизни сей имеют свободный вход в ÷арство Ќебесное, а у нест€жавших сего в этой жизни переход в будущую бывает со страхом.
„то тебе за дело, что про теб€ говор€т.
"ќтчего, батюшка, - спросила одна особа, - игуменье дано право распор€жатьс€ монахин€ми, как крепостными?" —тарец отвечал: "Ѕолее, чем крепостными.  репостные могли хоть за глаза поворчать на своих господ и побранить их, а у монашествующих и это право отн€то; монахин€ сама добровольно отдает себ€ в крепостное право".
Ёту же мысль о монашестве старец дополн€л следующим рассказом: «¬от что € слышал от стариков. «адумала царица ≈катерина II крепостных на волю отпустить и созвала к себе на совет высших в государстве людей. ¬се собрались, и царица к ним вышла. “олько митрополита ждут - не едет. ƒолго ждали его, наконец дождались. ѕрибыл и извин€етс€, что ко времени не поспел - у  азанского собора карета сломалась. —ел €, говорит он, на паперть, пока другую искали, и мудрое услыхал слово. √онит мимо мен€ мужик стадо гусей. »х-то много, а он с хворостиной один, и идут гуси ровно, ни один не отстает. ѕодивилс€ € и спросил мужика, а он мне в ответ: "ѕотому € один с ними управл€юсь, что крыль€ у них у всех св€заны". ”слыхав это, царица и говорит: "¬опрос решен - не уничтожаю крепостного права"».
ќдной посетительнице, желавшей поступить в монастырь, старец говорил: "„тобы жить в монастыре, нужно терпени€ не воз, а целый обоз". » еще: "„тобы быть монахиней, надо быть либо железной, либо золотой". —тарец по€сн€л это так: "∆елезной - значит иметь большое терпение, а золотой - большое смирение".
¬ келлии не ходить и к себе гостей не водить.
ѕодвижничество - бескровное мученичество.

¬ чем состоит пост
"Ќе все ли равно Ѕогу, - спрашивали некоторые, - какую ты ешь пищу: постную или скоромную?" Ќа это старец отвечал: "Ќе пища имеет значение, а заповедь. јдам изгнан из ра€ не за объедение, а только за вкушение запрещенного. ѕочему и теперь во вторник, в четверг и другие установленные дни можно есть, что хочешь, и не наказываемс€ за это, а за среду и п€тницу наказываемс€, потому что не покор€емс€ заповеди. ќсобенно же важно тут то, что через послушание вырабатываетс€ покорность".

ќ милостыне
≈сли делаешь добро, то должно делать его дл€ Ѕога, посему на благодарность людей и не должно обращать внимани€. Ќаграду ожидай не здесь, а от Ѕога на Ќебе, а если ждешь здесь, то напрасно и лишение терпишь.
—в€титель ƒимитрий –остовский пишет: "≈сли приедет к тебе человек на коне и будет у теб€ просить, подай ему.  ак он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь".
—в€титель »оанн «латоуст говорит: "Ќачни отдавать неимущему, что тебе не нужно, потом будешь в состо€нии давать больше и даже с лишением дл€ себ€, наконец, уже готов будешь отдать и все, что имеешь".
 огда о. јмвросию исповедовались, что скупость нападает, он поучал: "ƒай что можно, елико душа возможет. Ќекий странник просил милостыню; одна была скупа€ и дала ему худой платок, а друга€ добра€ и что ни просил у нее странник, все ему давала. “олько ушел он от них, как сделалс€ пожар и все у них сгорело. —транник воротилс€ и все им отдал - той, котора€ много давала, много отдал, а скупой сказал: на тебе твой платок".

ќ гордости
„еловеку естественно грешить и необходимо смир€тьс€. ≈сли же он не смиритс€, то смир€т его обсто€тельства, промыслительно устро€емые к его духовной пользе. „еловек в счастии обыкновенно забываетс€ и все приписывает себе - своей бессильной силе и мнимой власти, но лишь посетит «го какое-нибудь несчастие - просит пощады даже у воображаемого врага. »стину эту старец выражал такой притчею: «„еловек как жук.  огда теплый день и играет солнце, летит он, гордитс€ собою и жужжит: "¬се мои леса, все мои луга! ¬се мои луга, все мои леса!" ј как солнце скроетс€, дохнет холодом и загул€ет ветер, - забудет жук свою удаль, прижметс€ к листу и только пищит: "Ќе спихни!"»
ќчень многим и гордитьс€-то вовсе нечем. ѕо этому поводу старец передавал такой рассказ: «ќдна исповедница говорит духовнику, что она горда. "„ем же ты гордишьс€? - спросил он ее. - “ы, верно, знатна?" - "Ќет", - ответила она. - "Ќу, талантлива?" - "Ќет". - "“ак, стало быть, богата?" - "Ќет". - "√м... в таком случае можешь гордитьс€", - сказал напоследок духовник».
 ак иногда обсто€тельства неча€нно смир€ют человека: «–аз кто-то устроил у себ€ обед и разослал своих слуг приглашать гостей. ќдин из приглашенных и спрашивает присланного к нему неаккуратного слугу: "Ќеужели у твоего господина получше теб€ никого не нашлось послать ко мне?" Ќа это посланный отвечал: "’ороших-то по хорошим разослали, а мен€ послали к вашей милости"».
Ќа вопрос, как это праведники, зна€, что они безгрешно живут, не вознос€тс€ своею праведностью, старец ответил: "ќни не знают, какой их ожидает конец, ибо спасение наше должно содеватьс€ между страхом и надеждою. Ќикому ни в каком случае не должно предаватьс€ отча€нию, но не следует и наде€тьс€ чрезмерно".
ќдна монахин€ написала старцу, что ее очень беспоко€т гордость и самонаде€нность. ќ. јмвросий ответил: "ќберегайс€ этих злых страстей. »з примера св€того царепророка ƒавида видно, что гордость и самонаде€нность вреднее прелюбодейства и убийства. ѕоследние привели пророка к смирению и пока€нию, первые довели его до падени€".

ўегольство
ѕриехала к отцу јмвросию одна духовна€ дочь, молода€ женщина, в платье, щегольски обшитом стекл€русом, нити которого так и дрожали, удар€€сь одна о другую. Ѕатюшка улыбнулс€, гл€д€ на нее, и промолвил: "»шь кака€ стала, какие игрушечки на себ€ навесила!" "ћода, батюшка", - ответила та. - "Ёх, на полгода ваша мода".

ќ лености и унынии
—кука унынию внука, а лени дочь. „тобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. ј если к сему терпени€ и смирени€ прибавишь, то от многих зол себ€ избавишь.
 огда найдет хандра, не забудь укорить себ€; вспомни, сколько ты виновата пред √осподом и пред собою, и осознай, что ты недостойна ничего лучшего, и тотчас почувствуешь облегчение. —казано: ћноги скорби праведным (ѕс. 33, 20); и многи раны грешным. “акова жизнь наша здесь - все скорби и скорби, а ими-то и достигаетс€ ÷арствие Ќебесное.  огда будешь непокойна, повтор€й чаще: ¬зыщи мира, и пожени и (ѕс.««, 15).
ћногие из нас говор€т, что невозможно жить по заповед€м √осподним: этого они не могут делать по болезни, того — по привычке. “аким люд€м в их назидание старец рассказывал такой случай: "ќдин купец все так же говорил: то не могу, другое не могу. ≈хал он раз по —ибири ночью, закутанный в двух шубах. ¬друг вдали увидел свет, точно огоньки мелькают. —тал всматриватьс€ и пон€л, что это ста€ волков к нему приближаетс€. —пасени€ ждать было неоткуда. ќн выскочил из саней и в одну минуту влез на близсто€щее дерево, забыв свою старость и слабость. ј после рассказывал, что раньше того от роду не бывал ни на одном дереве. ¬от тебе и не могу. “ак и страх праведного суда Ѕожи€ и бессильных делает сильными".

ƒа будет вол€ “во€
¬ одном месте, - говорил старец, - молились о дожде, а в другом - чтобы не было дожд€. ¬ышло же, что Ѕог захотел.
»ди, куда поведут, смотри, что покажут, и все говори: "ƒа будет вол€ “во€".

ќ желании смерти
ќдна женщина жаловалась старцу на свои скорби и непосильные труды и выражала желание поскорее умереть. —тарец отвечал: «ќдин старец говорил, что не боитс€ смерти. Ќес€ однажды из лесу охапку дров, он очень изнемог. —ел дл€ отдыха и в скорби проговорил: "’оть бы смерть пришла!" ј когда смерть €вилась, он испугалс€ и предложил ей понести охапку дров».

ќ трудности управл€ть людьми
ќдной игумений, пришедшей к нему за наставлением, как управл€ть, старец в беседе сказал, что так как в монастыре народ бывает разный, то управл€ть им нужно поразному, и в назидание рассказал ей такой случай: "ѕокойный √осударь ѕетр ¬еликий любил петь на клиросе. Ѕыл при нем один диакон с хорошим голосом, но такой застенчивый и так бо€лс€ цар€, что √осударь всегда понуждал его петь. ѕотом уже диакон так привык, что своим голосом заглушал голоса всех певцов и даже самого цар€. “огда ѕетр ¬еликий стал держать его за рукав, чтобы остановить, но не тут-то было. √осударь дергает, а он пуще орет".
Ќа вопрос одной особы, желавшей пожить в уединении, старец в назидание ей сказал: " огда Ћот жил в —одоме, был св€т, а когда вышел в уединение - пал".
»ли: "–азбойник 30 лет разбойничал и, пока€вшись, вошел в рай. ј »уда находилс€ всегда при √осподе ”чителе и наконец предал ≈го".

ќ христианских добродетел€х
"“ри апостола - ѕетр, »оанн и »аков, - говорил батюшка, - изображают веру, надежду и любовь. »оанн изображает любовь - был ближе всех к —пасителю и на “айной вечери возлежал на груди у —пасител€. ѕетру, хот€ и был он за дверьми со служанками, потом была вручена ÷ерковь и дано право пасти стадо ’ристово: он изображает веру. ќб »акове вообще говоритс€ очень мало. ≈го даже нигде не видно, но он удостоилс€ вместе с другими двум€ апостолами видеть славу Ѕожию - он изображает надежду, так как надежда не видна: она таитс€ дл€ других всегда невидимо в человеке и хранит свою силу, и надежда не постыдит".
Ќадо иметь больше простоты.
”чить - это небольшие камни с колокольни бросать, а исполн€ть - большие камни на колокольню таскать.
√осподь почивает в простых сердцах. √де нет простоты, там одна пустота.
—мир€йс€, и все дела твои пойдут.  то уступает, тот больше приобретает.
Ѕез внушени€ страха Ѕожи€, чем детей ни занимай, не принесет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни.
”крепл€йте себ€ верою и надеждою на милосердие Ѕожие.
¬идение себ€ хуже других служит началом смирени€.

ќ злых страст€х и пороках
√ордость и непокорство порождают ложь - начало вс€кого зла и бедствий.
Ћицемерие хуже невери€.
Ќе надо верить приметам, и не будут исполн€тьс€.
Ќе смир€ешьс€, оттого и не имеешь поко€.
—амолюбие наше - корень всему злу.
ѕам€тозлобие, зависть, ненависть и подобные страсти кроютс€ внутри и рождаютс€, и произрастают от внутреннего корн€ самолюби€.
ќтчего человек бывает плох? ќттого, что забывает, что над ним Ѕог.
¬ праздности врем€ грех проводить.

ќтношение к себе и ближним
Ѕлагое говорить - серебро рассыпать, а благоразумное молчание - золото.
Ќе люби слушать о недостатках других - у теб€ будет меньше своих.
—вои грехи говори и себ€ больше вини, а не людей.
 то нас корит, тот нам дарит. ј кто хвалит, тот у нас крадет.
Ќужно жить нелицемерно и вести себ€ примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.

ќ любви
"Ћюбовь, - говорил старец словами апостола, - все прощает, долготерпит, не осуждает, ничего чужого не желает, не завидует.
Ћюбовь покрывает все. » если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, такому диавол мешать не может, а где только по долгу, там он все-таки стараетс€ помешать и тем и другим".
Ћюбовь, конечно, выше всего. ≈сли ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хот€ сначала и без любви. √осподь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое истинную любовь. ј главное, когда заметишь, что погрешил против любви, сейчас же исповедуй это старцу. Ёто может быть иногда от дурного сердца, а иногда от врага. —ама ты не можешь этого разобрать; а когда исповедуешь, враг и отойдет.
 то имеет дурное сердце, не должен отчаиватьс€, потому что с помощью Ѕожией человек может исправить свое сердце. Ќужно только внимательно следить за собою и не упускать случа€ быть полезным ближним, часто открыватьс€ старцу и творить посильную милостыню. Ётого, конечно, нельз€ еделать вдруг, но √осподь долготерпит. ќн тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же не видит никакой надежды на его исправление.
“руд€щемус€ Ѕог посылает милость, а люб€щему утешение.
"Ћюбить надо, - говорил еще старец, - а прив€зыватьс€ не надо. «аповедь повелевает чтить родителей и даже награду назначает за это. Ќо если ты, говорит “от же √осподь, любишь отца и мать больше ћен€, то недостоин быть моим учеником. «начит, только пристрастие не дозвол€етс€, а не любовь".
ќдна особа спросила старца: "ћне непон€тно, батюшка, как это вы не только не гневаетесь на тех, кто о вас нехорошо говорит, но и продолжаете любить их". —тарец много этому сме€лс€ и сказал: "” теб€ был маленький сын. —ердилась ли на него, если он что не так делал и говорил? Ќе старалась ли ты, напротив, как-нибудь покрывать его недостатки?" ≈ще по сему же вопросу говаривал и так: " то нас корит, тот нам дарит, а кто нас хвалит, тот у нас крадет".

ќ внутренней борьбе христианина
Ќужно иметь внимание к своей внутренней жизни, так, чтобы не замечать того, что делаетс€ вокруг теб€. “огда осуждать других не будешь.
 огда чувствуешь, что преисполн€ешьс€ гордостью, то знай, что это похвалы других теб€ надмевают.
Ќаграду ожидай не здесь, а от √оспода на Ќебесах.
Ќужно заставл€ть себ€, хот€ и против воли, делать какое-либо добро врагам своим, а главное - не мстить им и быть осторожным, чтобы случайно не обидеть их видом презрени€ и уничижени€.
„еловека посто€нно смущают греховные помыслы, но если он не соглашаетс€ с ними, то не бывает в них виновен.
 огда хвал€т, то на это надо не обращать внимани€, не отвечать и не спорить. ѕусть хвал€т, а только самому сознавать в себе, стоишь ли ты похвалы или нет. ≈сли будешь противоречить, то выйдет лицемерие; ведь тонкое чувство удовольстви€ от похвалы все-таки есть в тебе; да и те, которым ты будешь противоречить, не повер€т тебе, поэтому когда похвал€т, не говори ничего, опусти глаза и молчи.
ƒревних христиан враг искушал мучени€ми, а нынешних - болезн€ми и помыслами.

ќ значении скорбей
¬оли человека и —ам √осподь не понуждает, хот€ многими скорб€ми и вразумл€ет.
Ѕлажен, кто терпит скорби за правду и жизнь благочестивую.
≈сли √осподь не попустит, никто нас обидеть не может, кто бы он ни был.
—тарец рассказывал притчу о жасмине: "ќдин у нас монах умел с жасмином обходитьс€. ¬ но€бре он его совершенно обрезает и ставит в темном месте, зато потом растение покрываетс€ обильно листь€ми и цветами. “ак и с человеком бывает: нужно прежде посто€ть в темноте и холоде, а потом уже будет и плода много".
—в€тые были, как и мы, грешные люди, но пока€лись и, прин€вшись за дело спасени€, не огл€дывались назад, как жена Ћотова. » на чье-то замечание: "ј мы все смотрим назад!" - батюшка сказал: "«а то и подгон€ют нас розгами и бичом, то есть скорб€ми да непри€тност€ми, чтобы не огл€дывались".
“ому, кто жаловалс€ на скорби, старец говорил: "≈сли солнце всегда будет светить, то в поле все пов€нет; потому нужен бывает дождь. ≈сли все будет дождить, то все попреет; потому нужен ветер, чтобы продувал, а если ветра недостаточно, то нужна бывает и бур€, чтобы все пронесло. „еловеку все это в свое врем€ бывает полезно, потому что он изменчив".
ћатери, скорбевшей о болезни дочери, старец писал: «—лышу, что вы скорбите паче меры, вид€ страдани€ бол€щей дочери. ƒействительно, по-человечески нельз€ не скорбеть матери, вид€ дочь свою малютку в таких страдани€х и страждущую и день и ночь. Ќесмотр€ на это, вы должны помнить, что вы христианка, верующа€ в будущую жизнь и в будущее блаженное возда€ние не только за труды, но и за страдани€ произвольные и невольные; и потому не должны нерассудно малодушествовать и скорбеть паче меры, подобно €зычникам или люд€м неверующим, которые не признают ни будущего вечного блаженства, ни будущего вечного мучени€.  ак ни велики невольные страдани€ дочери вашей малютки —., все-таки они не могут сравнитьс€ с произвольными страдани€ми мучеников; если же равн€ютс€, то она и равное с ними получит блаженное состо€ние в райских селени€х. ¬прочем, не должно забывать и мудреного насто€щего времени, в которое и малые дети получают душевное повреждение от того, что вид€т, и от того, что слышат; и потому требуетс€ очищение, которое без страданий не бывает. ќчищение же душевное по большей части бывает чрез страдани€ телесные. ѕоложим, что и не было никакого душевного повреждени€. Ќо все-таки должно знать, что райское блаженство никому не даетс€ без страданий. ѕосмотрите: и самые грудные младенцы без болезни ли и страданий переход€т в будущую жизнь? ¬прочем, пишу так не потому, что желал бы смерти страждущей малютке —., но пишу, собственно, все это дл€ утешени€ вас и дл€ правильного вразумлени€ и действительного убеждени€, чтобы вы нерассудно и паче меры не скорбели.  ак ни любите вы дочь свою, знайте, что более вас любит ее ¬себлагий Ѕог наш, вс€ким образом промышл€ющий о спасении нашем. ќ любви —воей к каждому из верующих —ам ќн свидетельствует в ѕисании, глагол€: "јще и жена забудет исчадие свое, аз же не забуду тебе". ѕоэтому старайтесь умерить скорбь вашу о бол€щей дочери, возверга€ печаль сию на √оспода: "якоже бо хощет и благоизволит, так и сотворит с нами по благости своей". —оветую вам приобщать бол€щую дочь с предварительною исповедью. ѕопросите духовника, чтобы поблагоразумнее расспросил ее при исповеди».

ќ раздражительности
Ќикто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью — это происходит от гордости. ј гнев мужа, по слову св€того апостола »акова, правды Ѕожи€ не соделовает (»ак. 1, 20). „тобы не предатьс€ раздражительности и гневу, не должно торопитьс€.

ќ семейной жизни
¬ступившим в брак и начинающим семейную жизнь о. јмвросий дает следующее наставление: «¬сегда вы должны помнить и не забывать, что тогда только жизнь наша будет проходить мирно и благополучно, когда мы не будем забыватьс€ и забывать Ѕога, —оздател€ нашего и »скупител€ и ѕодател€ благ временных и вечных. Ќе забывать же ≈го - значит старатьс€ жить по ≈го Ѕожественным и животворным заповед€м и в нарушении их по немощи нашей искренно ка€тьс€ и немедленно заботитьс€ об исправлении своих ошибок и отступлений от заповедей Ѕожиих.
ѕишете: "∆елала бы €, чтобы мы с мужем избежали того пагубного разногласи€ в деле воспитани€, которое почти во всех супружествах вижу €". - ƒа, вещь эта действительно премудрена€! Ќо спорить об этом при дет€х, вы сами заметили, не полезно. ѕоэтому в случае разногласи€ лучше или уклон€йтесь и уходите, или показывайте, как будто не вслушались, но никак не спорьте о своих разных взгл€дах при дет€х.
—овет об этом и рассуждение должны быть наедине и как можно хладнокровнее - чтобы было действительнее. ¬прочем, если вы успеете насадить в сердцах детей ваших страх Ѕожий, тогда на них разные человеческие причуды не смогут так зловредно действовать».

ѕисьмо к бол€щему другу
“ы жалуешьс€ на свои болезни, ты скорбишь, дорогой мой, и у мен€, грешного, ищешь утешени€ и подкреплени€ своей страждущей душе... ƒруг мой! „то €, многонемощный, могу сказать тебе в утешение лучше того, чем утешал себ€ в немощах пер-воверховный апостол ’ристов ѕавел:  огда € немощен, тогда силен (2  ор. 12, 10). —ам √осподь сказал ему, когда он жаловалс€ на свои немощи: ƒовольно дл€ теб€ благодати ћоей, ибо сила ћо€ совершаетс€ в немощи (2  ор. 12, 9). ѕочему и хвалилс€ он своими немощами и только немощами: —обою же не похвалюсь, - говорит, - разве только немощами моими (2  ор. 12, 5). ¬зирай на пример великого апостола, и √осподь укрепит теб€ —воею всесильною благодатию! ј € вместо своего слова грешного предлагаю тебе благодатное слово св€тоотеческое.
Ёто цела€ переписка одного св€того подвижника, преподобного ¬арсанофи€ ¬еликого, с бол€щим старцем — иноком јндреем. Ётот старец просил авву помолитьс€ о немощах его, и вот преподобный ¬арсанофий пишет ему: "ѕредоставь Ѕогу заботитьс€ о тебе, возложи на Ќего все свои попечени€, и ќн устроит все, что до теб€ касаетс€, как ≈му угодно. ќн лучше нас знает, что нам полезно по душе и по телу, и сколько попустит тебе поскорбеть в теле, столько подаст и облегчени€ в согрешени€х твоих. Ѕог ничего от теб€ не требует, кроме благодарени€, терпени€ и молитвы о прощении грехов. ћы имеем ¬ладыку сострадательного, милостивого, человеколюбивого и простирающего руку грешнику до последнего издыхани€. ѕрилепись ≈му, и ќн устроит все лучше, нежели мы просим или думаем".

ќ победе добра над злом.
ќднажды о. јмвросию был прислан на его разрешение следующий вопрос: "ќб€занности христианина - делать добро и старатьс€, чтобы добро восторжествовало над злом. ѕри конце мира, говоритс€ в ≈вангелии, зло восторжествует над добром.  аким же образом можно старатьс€ о победе добра над злом, зна€, что старани€ эти не увенчаютс€ успехом и что зло в конце концов восторжествует? ѕо ≈вангелию, общество людей перед концом мира представл€етс€ в самом ужасном виде. Ётим отвергаетс€ возможность посто€нного совершенствовани€ человеческого. ћожно ли после этого трудитьс€ на благо человечеству, будучи уверенным, что никакие средства не в состо€нии в окончательном результате перед концом мира достигнуть возможного нравственного совершенства человечества?"
—тарец ответил: ««ло уже побеждено - побеждено не старанием и силами человеческими, а —амим √осподом и —пасителем нашим, —ыном Ѕожиим, »исусом ’ристом, который ради сего и снисшел с неба на землю, воплотилс€, пострадал человечеством и крестными своими страдани€ми и воскресением сокрушил силу зла и злоначальника - диавола, владычествовавшего над родом человеческим, освободил нас от диавольского и греховного рабства, как —ам сказал: —е даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию (Ћк. 10, 19). “еперь всем верующим христианам даетс€ в “аинстве  рещени€ сила попирать зло и творить добро при посредстве исполнени€ евангельских заповедей, и никто уже не бывает одержим злом насильно, кроме одних не рад€щих о хранении Ѕожиих заповедей, и преимущественно тех, кто добровольно предаетс€ грехам. ’отеть же своими силами побеждать зло, которое уже побеждено пришествием —пасител€, - показывает непонимание христианских таинств ѕравославной ÷еркви и обнаруживает признак горделивой самонаде€нности человеческой, котора€ хочет все делать своими силами, не обраща€сь к помощи Ѕожией, тогда как —ам √осподь €сно говорит: Ѕез ћене не можете творити ничесоже (»н. 15, 5). ¬ы пишете: "¬ ≈вангелии говоритс€, что при кончине мира зло восторжествует над добром". ¬ ≈вангелии об этом нигде не сказано, а говоритс€ только, что в последнее врем€ умалитс€ вера (см.: Ћк. 18, 8) и за умножение беззакони€ изс€кнет любы многих (ћф. 24, 12). ј св€той апостол ѕавел говорит, что пред вторым пришествием —пасител€ €витс€ человек беззакони€, сын погибели, противник и превознос€йс€ паче вс€каго глаголемаго Ѕога (2 —ол. 2,3 - 4), то есть антихрист. Ќо тут же сказано, что √осподь »исус убиет его духом уст —воих, и упразднит €влением пришестви€ —воего (2 —ол. 2, 8). √де же тут торжество зла над добром? » вообще вс€кое торжество зла над добром бывает только мнимое, временное».

∆изнь вечна€
 огда сердце прилепл€етс€ к земному, тогда надо вспомнить, что земное не пойдет с нами в ÷арствие Ќебесное.

∆изнь духовна€
—тарец писал одной дочери духовной, уподобл€€ ее жизнь довольно глубокому рву, который в дождливое врем€ наполн€етс€ так, что и переезда не бывает; в другое же врем€ высыхает так, что нисколько по нему не течет вода. —в€тыми же отцами похвал€етс€ така€ жизнь, котора€ проходит, подобно маленькому ручейку, посто€нно текущему и никогда не пересыхающему. –учеек этот удобен, во-первых, к переходу, во-вторых, при€тен и полезен всем приход€щим, потому что вода его бывает пригодна дл€ пить€ как тихо текуща€ и потому никогда не бывающа€ мутною.
Ќе будь как докучлива€ муха, котора€ иногда без толку около летает, а иногда и кусает, и тем и другим надоедает; а будь как мудра€ пчела, котора€ весной усердно дело свое начала и к осени кончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты. ќдно сладко, а другое при€тно.
 огда старцу написали, что т€жело на свете, он ответил: "ѕотому она (земл€) и называетс€ юдолью плача; одни плачут, а другие скачут, но последним бывает нехорошо".
Ѕесстрастными ведь не сейчас можно сделатьс€; вс€кий раз, чувству€ свою греховность, говори: "√осподи, прости мне!" √осподь ќдин силен вложить в сердце человека любовь.

ћир душевный
—казано: Ћюб€щим Ѕога вс€ поспешествуют во благое (–им. 8, 28). » в другом месте: ћир мног люб€щим закон “вой, и несть им соблазна (ѕс. 118, 165). ј если несть мира в костех наших (ѕс. 37, 4), то €вно, что от грехов и страстей наших. » потому должно заботитьс€ не обсто€тельства улаживать, а старатьс€ себ€ исправл€ть. Ёто не только надежнее, но и успокоительнее.
ƒуша наша невидима и не может успокаиватьс€ одними внешними обсто€тельствами, а требует к своему умиротворению средств внутренних и духовных, на которые указывает богодухновенный пророк ƒавид, глагол€: ћир мног люб€щим закон “вой, и несть им соблазна. —лова эти показывают, что нужно прежде возлюбить закон Ѕожий и постаратьс€ исполн€ть евангельские заповеди, означенные у евангелиста ћарка от начала 5-й главы до 10-й, и тогда можно наде€тьс€ на получение прочного спокойстви€ и прочного мира душевного.
ѕослушай, сестра! Ќе будь востра, не будь пестра! ј будь посто€нна и смирна - и будешь мирна!
¬езде война, везде борьба; и получают успокоение только подвизающиес€ душевно, руковод€сь законом Ѕожиим. ј кто ищет лишь внешнего и временного успокоени€, те лишаютс€ и того, то есть и земного, и небесного. –азве только захот€т исправить дело искренним раска€нием и великим смирением.
Ѕудем искать утешени€ и отрады в ≈дином √осподе и от Ќего ≈диного искать милости, котора€ вечна и нескончаема: все человеческое кратковременно и преход€ще, хот€ по видимости своей и привлекает, но обманчиво. ¬нимание человеческое никого надолго не успокаивает, а только польстит, поманит, а после всегда оканчиваетс€ непри€тностью и раска€нием; только мы хорошенько в это еще не всмотрелись, а потому и увлекаемс€ видимостью.
 огда говорили батюшке, что ему не дают поко€, он отвечал: «ƒл€ нас тогда настанет покой, когда запоют над нами : "—о св€тыми упокой"».

ќ молчании
ќдин старец спросил о чем-то трех монахов. ќдин объ€снил так, другой иначе, а третий отвечал: "Ќе знаю". “огда старец сказал ему: "“ы обрел путь".
ќ неосуждении
√оворит пословица: "Ќа чужой роток не накинешь платок". Ћюди толкуют право и неправо, судить же всех будет √осподь - —уди€ нелицепри€тный. ѕоэтому относительно чужих успокоимс€ и позаботимс€ о своей душе, чтобы она не подверглась суду за неправые мнени€, не говор€ уже о делах.
Ќе говори ни о ком невыгодно заочно, и не получишь ни от кого досады и вреда.
ѕлач
—просили у батюшки: "„то значит плач?" Ѕатюшка ответил: "ѕлач значит сетование; не плач бывает от слез, а слезы от плача".

ѕомощь Ѕожи€
Ѕатюшка иногда объ€сн€л стихи псалмов, например: јще не √осподь созиждет дом, всуе трудишас€ зиждущий. Ёто значит: если √осподь не благословил что, то напрасны будут труды: всуе бде стрегий, и ничего не устережет, напрасно рано будет вставать тот человек, не пойдут дела его без благословени€ Ѕожи€ (ѕс. 126, 1).

ќ помыслах
≈сли помысл будет говорить тебе: "ќтчего ты этому человеку, который оскорбил теб€, того-то и того-то не сказала?" - скажи своему помыслу: "“еперь поздно говорить - опоздал".
≈сли придут хульные и осуждающие других помыслы, то укор€й себ€ в гордости и не обращай на них никакого внимани€.
ќдин человек говорил батюшке: "Ѕывают помыслы, что вы, батюшка, мне довер€ете". Ќа это он ответил: «ј € тебе притчу расскажу. ќдного пустынника выбрали архиереем, он долго отказывалс€, но они насто€ли. “огда он подумал: "я не знал, что достоин; верно, есть что-нибудь у мен€ хорошее". ¬ это врем€ €вилс€ ему јнгел и говорит: "–€дниче (р€довой монах), что ты возносишьс€? “ам люди нагрешили, и им нужно наказание, вот оттого и выбрали, что хуже теб€ не нашлось"».
„еловека посто€нно смущают греховные помыслы; но если он не соизвол€ет им, то не бывает в них виновен.
Ѕатюшка говорил часто: " ак ни т€жел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца". ѕоказыва€ на сердце, он прибавл€л: "ƒрево при исходищах вод; воды (страсти) бурл€т там".
"¬ы жалуетесь на брань мысленную, - отвечал старец в одном из писем. - ’от€ совершенно невозможно избежать этой брани ни в каком месте, ее острота и сила притупл€ютс€ при правильном образе жизни и удобном к тому месте".

ѕростота
 ак это: "¬озверзи печаль твою на √оспода?" ќтвет: "Ёто значит жить просто и все упование возложить на √оспода и не рассуждать, что кто сделал, что и как будет. ÷арь ƒавид когда думал и рассуждал по-человечески, тогда дошел до безнадежного состо€ни€, ни в чем не находил себе отрады: ѕо-глумл€хс€ и малодушествоваше дух мой, а когда возложил упование свое на Ѕога, тогда был утешен: ѕом€нух Ѕога и возвеселихс€ (ѕс. 76, 4).

—пасение
»ногда помысл приходит: "«ачем спасатьс€? Ќе спасемс€ все равно, как ни жить".   тому же теперь нет спасающихс€, как написано о видении афонского монаха. Ќа это батюшка так говорил: "Ёто сказано к тому, что теперь совершенных во всем нет, а спасающиес€ есть. Ќе каждый может быть генералом; а иной - генерал, другой - полковник, майор, капитан, солдат и простой человек".
Ќа вопрос, как понимать слова ѕисани€: Ѕудьте мудры, как змии (ћф. 10, 16), старец ответил: "«ме€, когда нужно ей переменить старую кожу на новую, проходит очень тесное узкое место, и таким образом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу. “ак и человек, жела€ совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнени€ евангельских заповедей. ѕри вс€ком нападении зме€ стараетс€ оберегать свою голову. „еловек должен более всего беречь свою веру. ѕока вера сохранена, можно еще все исправить".
 огда батюшке говорили о желании переменить монастырь, он отвечал: "ј куда уедешь?  уда скроешьс€ от Ѕога ¬севедущего и ¬севид€щего, через совесть нашу нас обличающего, чтобы вз€лись за дело спасени€ как следует, вместо того чтобы бесполезно смущатьс€ и винить других".

—трах Ѕожий
Ќа вопрос, как ст€жать страх Ѕожий, батюшка отвечал: "ƒолжно всегда иметь Ѕога пред собою. ѕредзрех √оспода предо мною выну" (ѕс. 15, 8).
—трах Ѕожий приобретаетс€ еще исполнением заповедей Ѕожиих и чтобы делать все по совести.
http://azbuka.webzone.ru/amwrosiy.htm

–убрики:  Ўкола жизни/ƒл€ души
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку