-–убрики

 -ћетки

primal twitter астрологи€ бизнес биоэнергетика блог бог вера видео война воспитание врем€ гармони€ деньги дети диетологи€ дизайн духовность душа евреи желани€ женщина жизнь защита здоровье израиль инструментал интернет информаци€ истори€ иудаизм календарь картинки качества красота литература личностный рост личность любовь медитаци€ медицина методики мечты мир мозг молитвы мудрость музыка мышление новый год осознанность отношени€ оформление блога питание планирование плеер поздравлени€ позитив позитивна€ психологи€ полезности помощь праздник праймал природа психологи€ путешестви€ путь радость развитие реальность ребенок религи€ родители ролики самопознание свобода скачать сознание стиль стихи страны счастье твиттер творчество терапи€ тест трансформаци€ уроки успех философи€ фильмы финансы фото христианство цель чувства школа жизни эмоции энергетика юмор

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в MaSatyamAloka

 -ѕодписка по e-mail

 

ƒ¬јƒ÷ј“»Ћ≈“Ќ»… ќѕџ“ »«”„≈Ќ»я ѕ–ќЅЋ≈ћџ „≈Ћќ¬≈„≈— ќ… “≈Ћ≈—Ќќ—“»

—реда, 25 Ќо€бр€ 2009 г. 02:19 + в цитатник

ќ прошлом, насто€щем и будущем медицины, модели подготовки врача, профилактике и валеологии.        »сточник

 

 

ћинистерство «дравоохранени€ –оссийской ‘едерации

–ќ—“ќ¬— »… √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ… ћ≈ƒ»÷»Ќ— »… ”Ќ»¬≈–—»“≈“

 

ј “ќ¬јя –≈„№

«аведующего кафедрой истории и философии

–остовского государственного медицинского

университета, доктора философских наук

и кандидата медицинских наук,

профессора ∆ј–ќ¬ Ћ.¬.

 

«ƒ¬јƒ÷ј“»Ћ≈“Ќ»… ќѕџ“ »«”„≈Ќ»я

ѕ–ќЅЋ≈ћџ „≈Ћќ¬≈„≈— ќ… “≈Ћ≈—Ќќ—“»»

(взгл€д врача и философа)

–остов – на – ƒону

2001г.

”важаемый председатель!

”важаемый совет!

”важаемые коллеги!

Ќазвание моего научного сообщени€ пересекаетс€ с известным трудом первого отечественного лауреата Ќобелевской премии, великого физиолога »вана ѕетровича ѕавлова «ƒвадцатилетний опыт объективного изучени€ высшей нервной де€тельности (поведени€) животных. ”словные рефлексы», который вышел в свет в 1923 году. ƒействительно, два дес€тка лет – достаточный срок дл€ рождени€ и созревани€ научной идеи, разработки ее основных направлений. 20 лет – это «шаг» жизни поколений и этап де€тельности ученого.

—амо пон€тие «человеческа€ телесность» родилось на стыке естествознани€, медицины и гуманитарного знани€. ќно не было в центре внимани€ философской мысли нашей страны в 70-е – 80-е годы, и можно упом€нуть в этой св€зи только им€ јлексе€ ‘едоровича Ћосева. Ётот выдающийс€ отечественный мыслитель, крупнейший специалист по античности, эстетике и классической филологии в своих трудах использовал это пон€тие дл€ характеристики социальных качеств человеческого тела. “ело как таковое – это объект естествознани€, средоточие действи€ законов органического мира. „еловеческое тело, помимо действи€ общих законов жизни, подвержено вли€нию закономерностей социальной жизни, которые, не отмен€€ первых, существенно модифицируют их про€вление. —обственно говор€, эта проста€ и достаточно бесхитростна€ мысль легла в основу всей концепции человеческой телесности как философского подхода к осмыслению специфики человеческого тела.

ќсобенно хотелось бы подчеркнуть два взаимосв€занных момента – путь к осознанию глубины этой, как оказалось, вечной и в то же врем€ всегда молодой проблемы и логику развертывани€ самой идеи. ѕредставл€етс€, что изложение этих моментов интересно дл€ ученого любой специальности, особенно в такой сфере, как медицина и здравоохранение.

≈ще одно важное замечание, предвар€ющее изложение основных положений. ≈ще в годы моего ученичества мне стала близка мысль о том, что «точка зрени€ жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрени€ теории познани€» (Ћенин ¬.». ѕ——, т. 18, с. 145). Ќесколько лет, отданных практической медицине (педиатрии), стали той абсолютно необходимой базой, без которой невозможно теоретизирование, равно как и философствование в этой сфере.

ѕервый этап разработки идеи относитс€ к середине 70-х годов, когда была сделана попытка рассмотрени€ р€да медицинских дисциплин (биохими€, патофизиологи€, геронтологи€ и кардиологи€) не с точки зрени€ их предметного содержани€ и конкретных научных проблем, а с позиций общей методологии. ¬ те годы набирали силу науковедение и научно-информационна€ де€тельность. —тановилось очевидно, что традиционные методы работы с научно-медицинской информацией не могут удовлетворить ученых, а о сети «»нтернет» тогда можно было только мечтать. ѕоэтому на страницах такого солидного издани€, как «¬естник јћЌ ———–» (1972 г. є 3) была помещена сери€ статей, сутью которых был вывод о необходимости анализа своеобразного «€зыка» медицины, механизмов свертывани€ и уплотнени€ медицинской информации, а следовательно, и анализ ее основных пон€тий, таких как «здоровье», «болезнь», «норма», «патологи€» и т. д. ќказалось, что медики говор€т на достаточно своеобразном профессиональном €зыке; многие термины достаточно расплывчаты и с трудом формализуютс€, и эта неопределенность объ€сн€етс€ не столько недостатками логической подготовки, сколько неопределенностью самого предмета, высоким уровнем веро€тностных, неоднозначных выводов и заключений. ћедицина, как точно выразилс€ выдающийс€ отечественный клиницист ј.‘.Ѕилибин, «больше, чем професси€; она образ жизни». Ёто следует помнить всем и всегда, а особенно молодым, начинающим свой путь. ¬ этом пришлось убедитьс€ автору этих строк, когда, заверша€ этап практических зан€тий медициной, была защищена диссертаци€ на соискание ученой степени кандидата медицинских наук (1971 г.), а затем вышел р€д монографических исследований по клинической биохимии.

¬ те же годы набирала силу методологи€ системно-структурного анализа, и в следующей серии статей на страницах этого журнала (1974 г.) был дан системный анализ медицинского знани€ и здравоохранени€. ќсновным выводом стало положение о ценностном подходе как своеобразном стержне, объедин€ющем медицинское знание и здравоохранение. “еори€ ценностей и представление о человеке и его здоровье как высшей ценности были всегда крайне актуальны. ”же упом€нутый ј.‘.Ѕилибин призывал медиков «есть философию, пить философию и дышать философией», дабы, говор€ словами  .ћаркса, избежать «профессионального кретинизма». ”же тогда стало €сно, насколько важны дл€ медика такие направлени€, как санологи€ и валеологи€. Ёта проблематика обрела и еще одну важную грань. ¬ 70-е годы остро стал вопрос оценки качества научных работ в медицине и, шире говор€, проблема соотношени€ моральных и материальных стимулов труда врача, его роли и места в обществе. ќна не имела однозначных решений ни в услови€х планового хоз€йства, ни в рыночной экономике, как мы теперь убедились. ¬ те же годы был проведен анализ р€да исторических аспектов развити€ медицинских идей в –оссии и на «ападе в XIXXX веках и сделан вывод о культурно-гуманистическом измерении медицины, о сущности медицинской деонтологии (¬естник јћЌ ———–, 1983 г., є 4, є 11 и др.).

»тогом этого, первого этапа, стало написание и защита в 1977 году диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук на тему: «—истема медицинского знани€ как целостность и элемент культуры». ќдним из ее выводов было положение о специфике медицинской культуры человека и общества как одном из точных интегральных критериев социального прогресса. —оставной частью пон€ти€ медицинской культуры человека €вл€етс€ пон€тие культуры тела, но не в смысле традиционного термина «физическа€ культура», а в плане сущностного отличи€ тела человека от тел других живых существ. Ёто стало еще актуальнее после теоретического анализа принципа гуманизма в приложении к экспериментальным исследовани€м в медицине (на примере патологической физиологии). ќчевидно, что этот момент тесно св€зан с проблемой специфики телесной организации человека и его функции, ибо, как вы€снилось, полное моделирование патологии человека на животных невозможно. Ёта сери€ работ была завершена публикацией размышлений на тему о сущности прогресса в медицине (¬естник јћЌ ———–, 1981 г., є 4). Ѕыли подвергнуты критике концепции «медикализации» общества и власти медицины над человеком и т. н. «доктрина дь€вола», согласно которой «все, что может быть сделано, должно быть сделано». “огда в западной медицине получала развитие биоэтика как учение о моральном статусе жизни и всего живого. Ёто ставило новые проблемы и заставл€ло по-новому оценивать существующие.

¬торой этап разработки проблемы человеческой телесности св€зан с    80-ми годами, когда стало очевидно, что образ жизни человека во многом определ€ет интегральную характеристику его здоровь€, и одной из смысложизненных задач человека €вл€етс€ решение вопроса, выраженного в поэтических строках ќ. ћандельштама:

«ƒано мне тело – что мне делать с ним,

“аким единым и таким моим?»

“радиционна€ мысль ¬остока и «апада выдел€ла в человеке два измерени€: социальное и биологическое, соединенные мостиком психологического. «апад четко раздел€л тело, душу и дух человека, дл€ ¬остока этих граней не существовало, а дл€ отечественной мысли крайне характерно пол€рное отношение к этим атрибутам человека, попытка соединени€ «верхней и нижней» бездны. ќчевидно также, что не только теоретические конструкции будили и толкали мысль. «анима€сь в те годы проблемами социальной медицины, отслежива€ динамику показателей здоровь€ и болезней, становилось очевидно, что тенденции крайне тревожны, и мы стоим перед необходимостью разработки новых подходов. ¬р€д ли кто-то тогда всерьез думал о необходимости выработки стратегии и тактики выживани€ как самого человека, так и отечественной науки.

 ак бы то ни было, теоретический анализ тех лет привел к необходимости выделени€ 3-х аспектов телесности человека. ѕервый – тот, который св€зан с самим телом, его внешними и внутренними параметрами, и обозначаетс€ как «человеческа€ биологи€». Ёто сплав природных и социальных качеств человека, которые человек имеет уже прирожденно, даже на уровне зародыша и плода. √лавное дл€ философского анализа – попытатьс€ разрешить парадокс: человек в одно и то же врем€ самое неприспособленное к жизни существо с точки зрени€ биологии, а с другой стороны, он покорил природу, стал, как говор€т этологи, «суперхищником». Ќедавние успехи в расшифровке генома человека и генетической инженерии показывают, что мы вплотную подошли к возможности конструировани€ человеческой телесности, что чревато немалыми угрозами и опасност€ми. ¬ этом смысле человек, как говорил √егель, выдерживал огромное напр€жение противоречи€ своей животной, природной организации «звер€» и ангельской устремленности к высотам духовной жизни.

¬ истории философской мысли можно видеть как подчеркивание примата телесного быти€ человека, так и полное пренебрежение телом во им€ духовности. ƒл€ исследовани€ этого противоречи€ были предприн€ты попытки философско-этического анализа тела человека в экстремальных состо€ни€х и, в частности, в практике реанимации и медицинского эксперимента. ”же в те годы анестезиологи и реаниматологи нередко сталкивались с ситуацией гибели коры головного мозга при сохранении вегетативных функций, что остро ставило старый вопрос – о грани жизни и смерти. Ќе менее дискуссионной была проблема о границах эксперимента в медицине, где, помимо юридических аспектов, вы€вл€етс€ сложнейший комплекс философско-этических проблем. ¬р€д ли кто-то в те годы всерьез рассматривал проблему клонировани€ человека, равно как и другие рискованные эксперименты над человеческой телесностью. “олько сейчас жизнь заставл€ет вновь обращатьс€ к разработкам тех лет, дабы оценить новые феномены в современной медицине.   их числу относитс€ и остродискуссионна€ проблема о морфологическом субстрате «зла» в человеческой телесности, о поиске мозговых структур, ответственных за агрессивное поведение человека и, в частности, объ€сн€ющих в какой-то степени феномен серийных убийств. ¬ выступлени€х на международных конференци€х по данной проблематике была сделана попытка найти методологические подходы к решению этой загадки.

¬торой аспект человеческой телесности «выходит» за рамки тела человека и реализуетс€ в межчеловеческих св€з€х и отношени€х. ’орошо известно, например, что телесный контакт матери и отца с ребенком незаменим ничем и никем и €вл€етс€ одним из существеннейших факторов формировани€ личности человека. Ѕолее того, духовное начало в человеке произрастает только на основе усвоени€ определенных традиций телесной культуры. ќчевидно также, что без «живых примеров» родителей и близких людей крайне затрудн€етс€ выработка моральных критериев поведени€. ѕодтверждение этой мысли было получено еще из одного источника. «анима€сь в течение р€да лет историей медицины, мне удалось обнаружить в библиотеке нашего вуза редчайший экземпл€р (во всем мире их 3) книги выдающегос€ отечественного врача-гуманиста ‘.ѕ.√ааза «ћое путешествие на јлександровские воды с 1809 – 1810 гг.». ¬ свое врем€ он был получен библиотекой ¬аршавского университета в дар от –ум€нцевского музе€. ќстальные экземпл€ры сгорели во врем€ пожара ћосквы при захвате ее Ќаполеоном. ѕереведенный сотрудницей нашего вуза “.Ћ.„ерноситовой и изданный, этот труд еще раз показал, насколько телесное и духовное начала в человеке неразрывны и в то же врем€ насколько они могут противоречить друг другу. —тал еще более пон€тен знаменитый девиз ‘.ѕ.√ааза «—пешите делать добро», ибо, по его словам из этой книги, истинной ценностью и короной вс€кого человеческого качества €вл€етс€ «...готовность обратить все свои знани€ и средства на облегчение участи страждущих, великое желание и готовность пожертвовать собой ради этой цели».

“ретье изменение человеческой телесности св€зано с осознанием единства человеческого рода и его телесной организации. ¬ этом состоит глубочайша€ сущность концепции медицинского гуманизма, когда оказание медицинской помощи происходит независимо от рода и племени, пола и возраста, богатства и бедности, отношени€ к религии и власти. »менно в этом своем всеобщем качестве человечество ищет контакта с возможными внеземными цивилизаци€ми, пытаетс€ разрешить глобальные проблемы, готовитс€ к вызовам обозримого будущего. ¬ этом измерении человеческа€ телесность обретает исторический характер быти€ рода человеческого на нашей планете как частице  осмоса. –€д философско-публицистических материалов на эти темы был опубликован на страницах журналов « оммунист» и «Ќовое врем€».

¬ начале 90-х годов в нашей стране начинает активно развиватьс€ биоэтика, что, в первую очередь, св€зано с по€влением новых технологий деторождени€, успехами генной инженерии, проблемами эвтаназии и трансплантологии и др. ¬ моем докладе на XIX ¬семирном философском конгрессе в 1996 году были подведены некоторые предварительные итоги изучени€ проблемы человеческой телесности на предыдущем этапе и намечены пути дальнейшего исследовани€. Ќа прот€жении 90-х годов вышла сери€ публикаций в жанре научно-попул€рного изложени€ модификаций человеческой телесности в аспекте полового диморфизма. ¬ечна€ как мир, проблема мужского и женского начал в телесной и духовной жизни человека была исследована с разных сторон. јнализу были подвергнуты такие феномены жизни человека, как любовь, брак, развод, детство, «элегантный возраст». –азумеетс€, речь не шла о выработке «рецептов» поведени€ человека в этих ситуаци€х, что невозможно в принципе. ¬ыводы и «добродушные наставлени€», как значилось в одном из подзаголовков, были направлены к одному – как сделать поведение человека максимально гуманным в ситуаци€х личностного интимного общени€. ѕозже на основании этих публикаций был создан и реализован в учебном процессе нашего вуза элективный курс «‘илософи€ любви: «апад, ¬осток, –осси€».

¬се три измерени€ человеческой телесности: внутрииндивидное, межличностное и родовое, человеческое – €рче всего воплощены именно в любви и ее про€влени€х на прот€жении всей жизни человека. ¬еличайшие мыслители всех времен и народов были убеждены, что только с помощью этого великого чувства может быть спасен мир. ¬ то же врем€ наш мир начала XXI века полон отчуждени€ и ненависти, а жизнь человека зачастую ничего не стоит.

»менно этот аспект, т. е. стоимостные характеристики человеческой телесности стали предметом исследовательских усилий в 90-е годы. ÷ентральное противоречие очевидно – жизнь каждого человека уникальна, неповторима и бесценна и в то же врем€ испокон века человека продавали и покупали как целиком, так и по част€м и функци€м. ÷енность и цена близки по звучанию и корню, но совершенно противоположны по содержанию. „еловек, в принципе, не может быть сведен к характеристикам вещи и товара, однако любое лечебное или профилактическое воздействие имеет свои экономические и в определенной степени рыночные параметры. —овременна€ нам действительность дает огромный по объему материал дл€ осмыслени€ этого противоречи€. “еоретически фиксируетс€ разрыв между доступностью дл€ всех самой высококвалифицированной медицинской помощи и экономическими и социальными возможност€ми общества и государства ее обеспечить. — философско-этических позиций эта проблема предстает таким образом: какое место в иерархии ценностей человеческой жизни занимает здоровье и другие атрибуты человеческой телесности? ѕри анализе этого вопроса вы€снилось, что в каждой культуре есть сво€ специфическа€ «матрица» отношени€ к телу и его функци€м.  ультуры и цивилизации можно соответственно ранжировать по степени представленности в соответствующих философских системах проблематики человеческой телесности.

¬ религиозно-философской мысли –оссии постижение сущности человеческой телесности шло в русле тенденций к целостному познанию объекта и интуитивному постижению истины. ¬ учении ¬л. —оловьева о богочеловечестве начало восстановлени€ человека видитс€ в его духовно-телесном единстве, включа€ истинный андрогинизм, т. е. подлинное соединение мужского и женского начал. Ћюбовь имеет своим предметом телесность, но она, по ¬л. —оловьеву, не растет из земли и не падает с неба, а добываетс€ духовно-физическим подвигом. —.Ѕулгаков понимал тело как космическое «я» человека, которое св€зывает его со ¬селенной и €вл€етс€ «лабораторией» дл€ духа. ”ниверсальными «софийными» принципами он считал «мужское» и «женское», которые лежат в основе таких €влений, как творчество и власть. Ќадо подчеркнуть, что в русской софиологии главным дл€ понимани€ сущности феноменов мира €вл€етс€ их эстетическое воспри€тие как духовно-прекрасных вещей. ќсобенно €рко этот момент выражен ѕ.‘лоренским в представлении о «теле в теле», т. е. о сердце как центре тела, очаге духовной жизни человека.

Ќапр€женный интерес к познанию сущности человеческой телесности характерен дл€ многих мыслителей –оссии. ќсобенностью этого познани€ €вл€етс€ интерес к проблеме пола и к феномену целомудри€. Ќ.Ѕерд€ев подчеркивал, что – пол это «космическа€ сила и лишь в космическом аспекте может быть постигнут». —охран€€ целомудрие и девственность, человек не утрачивает цельности своей личности, в то врем€ как разврат – это дробление человека. ѕриобщение к космической душе мира и Ћогосу означает дл€ человека выход за пределы греховности тела. Ёти идеи получили развитие в концепции ¬.–озанова о любви к плоти человека, о ее св€тости.

Ќаиболее глубоко учение о человеческой телесности разработано Ќ.Ћосским. »м было введено пон€тие индивидуального и коллективного тела, причем смерть «есть распад только коллективного тела». ќно возникает в процессе де€тельности и общени€ людей между собой. ѕроблемы телесного воскресени€ человека решаютс€ в концепции космического тела, которое св€зывает всех воскресших в единое целое, что перекликаетс€ с учением Ќ.‘едорова о воскрешении всех умерших отцов как главной задаче всего человечества.

¬ целом, воспри€тие человеческой телесности в русской религиозной философской мысли характеризуетс€ осознанием его единства с телом ћира и ƒуха. “ело человека не рассматриваетс€ как преп€тствие дл€ его духовности, а его центр – сердце – €вл€етс€ духовным центром человека. Ёто сближает взгл€ды русских мыслителей с концепци€ми древнекитайских философов. ¬оспри€тие человека через душу и «сердце» как воплощение его телесности составл€ет существенную особенность русского менталитета.  роме того, символом –оссии €вл€етс€, как известно, «—офи€», мудрость, а ее покровительницей – Ѕогоматерь. Ёта женска€ «ипостась» русской культуры сформировалась как парадигма особого типа мышлени€, в центре которого находитс€ иде€ страдани€ за грехи всего мира. »сторический путь –оссии дает основани€ дл€ такого понимани€ особенностей русской  ультуры. ѕон€тие «соборности» означает не только духовное единение народа вокруг основной идеи, но и возникновение единого «тела» народа. ¬се великие гуманисты и де€тели культуры –оссии отличались глубоким интересом к человеческой плоти, особенно в периоды ее страданий. ”же упом€нутый девиз врача-гуманиста ‘.√ааза «—пешите делать добро» относитс€, прежде всего, к страдани€м арестантов, отправл€ющихс€ в сибирскую каторгу и закованных в кандалы. ќдним из реальных, практических дел было то, что √ааз добилс€ введени€ прокладок из кожи под кандалы, что облегчало страдани€ арестантов. Ёти кандалы запечатлены на ограде пам€тника ‘.√аазу на Ќемецком кладбище в ћоскве.

ѕонимание тела в православной традиции, оказавшей большое вли€ние на философскую мысль, исходит из определенного единства “ела и ƒуха. ќни не могут быть ни уничтожены, ни предоставлены самим себе, а преображены в Ѕоге. ѕоэтому человеческое в целом, также как и его части, не могут в принципе быть объектом отношений стоимости. ¬ этом смысле тело человека, попавшее в орбиту этих отношений, пребывает во зле, но зло коренитс€ не в самой природе тела, а в его качествах, возникающих вследствие того, что: человек отвернулс€ от Ѕога “ело должно быть душой, душа – духом, а дух – Ѕогом. ќднако, наход€сь во власти зла, тело становитс€ своеобразным паразитом и дл€ поддержани€ своего существовани€ начинает жить за счет других и, тем самым, обретает смерть. ѕродава€ себ€ целиком или частично, человек, тем самым, приближаетс€ к смерти, а отверга€ это, подходит к единению с Ѕогом. ¬ этой св€зи можно пон€ть мотивы «спасени€» проституток, помощи преступникам (даже убийцам), которые были попул€рны в –оссии, особенно в дореволюционную эпоху.  роме того, как точно отметил уже упом€нутый отечественный мыслитель ј.‘.Ћосев, «...по манере говорить, по взгл€ду глаз, по складкам на лбу, по держанию рук и ног, по цвету кожи, по голосу, по форме ушей, не говор€ уже о цельных поступках, € всегда могу узнать, что за личность передо мной. ѕо одному уже рукопожатию € догадываюсь обычно об очень многом. ћне иной раз страшно бывает взгл€нуть в лицо нового человека и жутко бывает всматриватьс€ в его почерк: его судьба, прошла€ и будуща€, встает неизменно и неизбежно». “акие представлени€ о телесности человека, как оказалось, €вл€ютс€ очень устойчивыми и воспроизвод€тс€ в разные эпохи эволюции отечественной культуры. Ёто, в частности, сказываетс€ и на национальных стереотипах отношени€ к стоимостным характеристикам человеческого тела, к таким феноменам, как проституци€, торговл€ органами человеческого тела, суррогатна€ беременность и пр. –азумеетс€, при анализе этих €влений жизни человека и общества нельз€ было обойтись без обращени€ к богословским концепци€м православи€ и других конфессий, что было сделано в р€де публикаций. ќсновной вывод, к которому € пришел, состоит в констатации факта, что наука и религи€ в решении человеческих проблем могут и должны взаимодействовать по принципу взаимодополнительности, олицетвор€€ два крыла одной цивилизации.

—леду€ известной формуле: «от живого созерцани€ к абстрактному мышлению, а от него к практике», мне рано или поздно пришлось обратитьс€, наверное, к самому трудному в работе исследовател€.  онечно, речь идет о внедрении научных разработок в учебный процесс, о придании знани€м дидактической формы. ѕолагаю, что коллеги, пишущие учебники и пособи€, хорошо знают, как трудно писать просто о сложном, как нелегко уложить в одну емкую и пон€тную фразу научное содержание.  огда-то мен€ поразила мысль уже упом€нутого јлексе€ ‘едоровича Ћосева, говорившего, что если основное содержание любой философской концепции нельз€ сказать одной фразой, значит в самой концепции что-то неладно. ¬ качестве примера он приводил такой тезис: все основное содержание античной философии (это 10 веков развити€!) можно свернуть в следующую сентенцию: вода замерзает и кипит, а иде€ воды не замерзает и не кипит. Ёто стало своеобразным путеводным ма€ком в процессе написани€ учебной литературы, равно как и в самих непосредственных формах педагогического процесса.

ѕереход€ к характеристике этой стороны развити€ научной идеи, хотелось бы подчеркнуть глубокое сущностное единство дидактического воплощени€ разных сфер знани€. «а 30 лет педагогической де€тельности мне довелось преподавать такие дисциплины, как органическа€ хими€, биохими€, социальна€ гигиена и организаци€ здравоохранени€, истори€ медицины, философи€, культурологи€, истори€, психологи€, педагогика, религиоведение, биоэтика. ¬се это – кирпичики в фундаменте образовани€ врача, которые должны быть «уложены» в определенном пор€дке и скреплены таким образом, чтобы личностные и профессиональные качества врача соответствовали вызовам XXI века. — этой целью была разработана схема моделей подготовки врача по 4-м блокам дисциплин: гуманитарные, фундаментальные, клинические и профилактические – с выделением 3-х типов ориентации: прошлого (XIX – середина XX века), насто€щего (конец XX века) и будущего (XXI век). ¬ них прослеживаетс€ обща€ тенденци€ – врач должен знать, уметь и мочь своевременно профилактировать и лечить заболевани€, в том числе и вновь по€вл€ющиес€, и быть тренером здоровь€ и апологетом здорового образа жизни человека.

Ёти идеи изложены на страницах учебников и учебных пособий по философии, написанных в соавторстве с моими коллегами. ќдин из них – «‘илософи€. ”чебное пособие дл€ вузов». –остов-на-ƒону: «‘еникс», 2000 г., рекомендован ћинобразовани€ –‘. ¬ 1999 г. вышел учебник ё.ћ.’русталева (под редакцией профессора Ћ.¬.∆арова) – «¬ведение в философию», рекомендованный ћинздравом –‘ дл€ преподавани€ в медвузах страны.

¬озможность знакомства в последнее дес€тилетие с трудами философских школ и направлений западной мысли показывает, что проблема человеческой телесности находитс€ в центре внимани€. ќ ней писали такие выдающиес€ мыслители XX века, как  лод ћерло-ѕонти и ∆ан ѕоль —артр, Ёдмунд √уссерль и ћартин ’айдеггер, ѕоль ¬алери и ћишель ‘уко, ∆иль ƒелЄз и ’уан Ѕорхес, ∆.Ћ.Ќанси и ћ.ћосс. ≈й отдавали дань выдающиес€ писатели столети€ – √ерман √ессе и ћакс ‘риш,  урт ¬оннегут и ћигель де ”намуно,  обо јбэ и “омас ћанн.

ѕосле выхода в свет первой в отечественной философской литературе моей монографии «„еловеческа€ телесность: философский анализ». –остов н/ƒ: »зд. –√”, 1988 г., опубликовано большое количество работ, защищено более 10 докторских и кандидатских диссертаций по данной проблематике. ћой приоритет зафиксирован на страницах академического издани€: «‘илософы –оссии XIX—’’ столетий. Ѕиографии, идеи, труды». ћ., 1999 г., стр. 277–278. ¬ последние годы все большее количество молодых исследователей, в том числе и медиков по образованию, обращаютс€ к этой проблеме. —формировались, отечественные школы и направлени€ в изучении этой проблематики. Ёто работы ¬.ѕодороги, ».ћ.Ѕыховской, ћ.—. агана, ».—. она, ѕ.ƒ.“ищенко, ¬.Ћ. руткина, ¬.Ѕ.”сть€нцева, ƒ.¬.ћихел€, Ћ.ѕ. и€щенко и их учеников и последователей.

 


ћќƒ≈Ћ» ѕќƒ√ќ“ќ¬ » ¬–ј„ј

ЅЋќ »

ѕ–ќЎЋќ≈

Ќј—“ќяў≈≈

Ѕ”ƒ”ў≈≈

1. √уманитарные дисциплины

∆естка€ ориентаци€ на одну духовно-нравственную и идеологическую систему. –ассмотрение других систем как объектов критики. јкцент на закономерност€х развити€ общества, а не личности человека.

—тремление охватить все разнообразие мировоззренческих систем современности и вы€вить точки их соприкосновени€. ѕервостепенное внимание к формированию личности человека в услови€х кризисного развити€ и нарастани€ т€жести глобальных проблем. –азвитие идей биоэтики.

ѕонимание необходимости взаимодействи€ и сотрудничества разных цивилизаций и духовных систем ради выживани€ и дальнейшего развити€ человечества. ќриентаци€ на диалоговое общение и идею ненасили€ при решении всех проблем. ¬ы€вление потенциальных резервов человека.

2. ‘ундаментальные дисциплины

ќриентаци€ на классическую модель развити€ науки с четкими границами между дисциплинами. —тремление к максимально большому охвату материала.

ѕеренесение центра т€жести на прикладной смысл изучени€ фундаментальных дисциплин, на «человеческий фактор» в развитии естественных наук. ‘ормирование единой научной парадигмы мышлени€ врача.

јкцент на формирование пон€ти€ единства естествознани€ и наук о человеке, включа€ медицину. –азвитие идей синергетики применительно ко всем сложным системам. —имбиоз человека и компьютера.

 линические дисциплины

ќриентаци€ на клинику про€влений болезней в классическом варианте как критерий истинности. —лабое развитие межпредметных св€зей между клиническими дисциплинами. Ќедостаток унифицированных систем лечени€ и диагностики заболеваний.

‘ормирование представлени€ о «болезн€х цивилизации» и образе жизни человека с приматом синдромного подхода и унифицированных схем лечени€. —очетание узкой специализации с широким клиническим мышлением. јкцент на межпредметных св€з€х и переход к трехэтапной схеме аттестации врача.

”чет нового типа патологии  человека  в   св€зи с угрозой глобального кризиса. ¬недрение принципиально  новых  методов диагностики   и  лечени€, включа€ генную инженерию, эндохирургию, симбиоз  органов  человека с искусственными    стимул€торами. ѕереход к бригадной форме  лечени€ с  сохранением     индивидуальной ответственности.

ѕрофилактические дисциплины

јкцент на профилактику с помощью специфических средств и препаратов в сочетании с неспецифическими методами оздоровлени€. —очетание методов и подходов личной и общественной гигиены.

»зменение представлений о сущности профилактики и ее роли в поддержании уровн€ здоровь€. –азвитие валеологии как комплексной науки о человеческом здоровье. јкцент на экономических показател€х уровн€ здоровь€ общества и человека и развитие идей страховой медицины в сочетании с государственной.

ѕереход к системе глобальной и региональной профилактики заболеваний и формировани€ нового уровн€ здоровь€ человека XXI века. јкцент на высоком уровне индивидуальной ответственности человека за свое здоровье и здоровье окружающих. –еализаци€ идей валеологии в полном объеме.

“аким образом, можно констатировать, что иде€ человеческой телесности обретает новые грани и привлекает внимание все большего числа исследователей. ќчевидно, что ее содержание в наибольшей степени соответствует вызовам, перед которыми стоит человечество в XXI веке. ќгл€дыва€сь на 20-летний опыт ее разработки и предшествующее дес€тилетие ее созревани€, этапы которого отражены в схеме, можно попытатьс€ дать прогноз наиболее перспективных направлений дальнейшего исследовани€. ¬о-первых, это продолжение исследований по проблеме полового диморфизма тела человека в этнокультурном аспекте. ќсобенно актуальными представл€ютс€ философско-этические аспекты новых и нетрадиционных технологий полового поведени€ и репродукции человека. ¬о-вторых, это продолжение изучени€ стоимостных и ценностных аспектов человеческой телесности в св€зи с проблемами глобализации экономических и социально-культурных параметров жизни современного человека. ¬-третьих, это дальнейшее изучение феноменологии человеческого тела, представленности этого процесса в разных структурах сознани€ человека.

Ќаш соотечественник, лауреат Ќобелевской премии по литературе »осиф Ѕродский как-то афористически сказал, что идеи обитают в люд€х. Ћюди уход€т, а идеи продолжают жить своей жизнью, и чем они плодотворнее, тем веро€тнее, что младшие современники уже не вспомн€т, в ком они первоначально «обитали». ¬ажна не только генераци€ идей, но и их трансл€ци€, дальнейшее развитие. Ќи один человек не в состо€нии собственными силами творить культуру, науку или отдельную идею. ѕоэтому, прежде всего, нужно сказать слова величайшей благодарности моим философским учител€м – действительному члену јкадемии гуманитарных наук, «аслуженному де€телю науки –‘, профессору ƒавидовичу ¬севолоду ≈вгеньевичу и „лену-корреспонденту –оссийской јкадемии наук, профессору ∆данову ёрию јндреевичу. —удьба подарила мне радость сотрудничества и соавторства с учеными-медиками нашего вуза. Ёто профессора ¬.Ќ.„ернышов, ≈.ѕ.ћоскаленко, ¬.Ќ.„ернов, ќ.≈.„ернецкий, ј.ƒ.Ѕел€евский, ¬.ѕ.“ерентьев, ¬.ј.√ребенников, доцент ≈.¬.’арламов. ’очу отдать дань пам€ти профессорам ё.ƒ.–ыжкову и Ѕ.ј.—аакову, поддержавшим мен€ в разработке данного направлени€. ћо€ искренн€€ признательность сотрудникам кафедры истории и философии и особенно старшему преподавателю ¬.ј.ћерклину, а также всем коллегам, прин€вшим участие в разработке и обсуждении идеи.

ќсоба€ благодарность – председателю нашего —овета, ректору университета профессору ¬иктору Ќиколаевичу „ернышову за предоставленную возможность изложени€ моей концепции перед высоким форумом ученых и преподавателей.

¬сех присутствующих благодарю за внимание!

–убрики:  «доровье и красота/ћедицина
Ўкола жизни/ѕсихологи€
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку